Принято решением Общего УТВЕРЖДЕНО
собрания трудового коллектива
Директор МБОУ СОШ № 22
МБОУ СОШ № 22 ________ М.М. Джумаева
Положение
об Уполномоченном по правам ребенка Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной
школы №22 г.Димитровграда.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об уполномоченном по правам ребенка в МБОУ СОШ №22 г.Димитровграда (далее – Положение) разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Закона РФ «Об образовании», Закона Ульяновской области «Об уполномоченном по правам ребенка». Положение определяет цели, компетенцию, порядок деятельности уполномоченного по правам ребенка в образовательном учреждении ( далее – Уполномоченный ).
1.2. Уполномоченный осуществляет свою деятельность в целях усиления защиты прав ребенка, прав обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении.
1.3. Основными задачами Уполномоченного являются:
- содействие восстановлению нарушенных прав ребенка, прав обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении;
-создание в образовательном учреждении условий, способствующих усилению защищенности прав ребенка, прав обучающихся (воспитанников);
-содействие просвещению по вопросам прав ребенка, формированию правовой культуры участников образовательного процесса.
1.4. Деятельность Уполномоченного не отменяет и не влечет пересмотра компетенции иных органов управления образовательного учреждения.
1.5. В своей деятельности уполномоченный руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «Об образовании», Уставом Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №22 г. Димитровграда.(далее МБОУ СОШ № 22), настоящим Положением.
1.6. Уполномоченный при осуществлении своей компетенции независим и не подотчетен каким-либо органам и должностным лицам.
1.7. Уполномоченный осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Уполномоченным по правам ребенка в Ульяновской области, г. Димитровграда и иными органами и организациями.
1.8. Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах.
2. Порядок избрания Уполномоченного.
2.1. Уполномоченным может быть избран совершеннолетний участник образовательного процесса (педагог, родитель и др.), пользующийся доверием участников образовательного процесса.
2.2. Не может быть избрано Уполномоченным лицо, занимающее в учреждении административную должность.
2.3. Уполномоченный избирается из числа выдвинутых кандидатур на заседании Совета школы МБОУ СОШ № 22, в котором представлены педагоги, родители.
2.4. Уполномоченный избирается сроком на 2 года.
2.5. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности решением органа самоуправления МБОУ СОШ № 22 в случае:
- увольнения из МБОУ СОШ № 22 – в случае избрания на должность Уполномоченного сотрудника образовательного учреждения; · перевода ребенка в другое образовательное учреждение – в случае избрания Уполномоченного родителя; · подачи личного заявления о сложении полномочий; · совершение Уполномоченным действий, несовместимых со статусом Уполномоченного; · неисполнения своих обязанностей.
3. Компетенция Уполномоченного.
3.1.Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Положением.
3.2. Уполномоченный рассматривает жалобы и обращения обучающихся, родителей обучающихся, педагогов, касающихся нарушения прав ребенка, прав обучающихся в образовательном учреждении. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее 2-х недель со дня нарушения прав заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно о нарушении. Жалоба может подаваться как в письменной форме, так и в устной.
3.3. Получив обращение (жалобу), Уполномоченный вправе:
- принять обращение (жалобу) к рассмотрению;
- указать на другие меры, которые могут быть предприняты для защиты нарушенных прав;
- передать обращение (жалобу) органу или должностному лицу, имеющему соответствующую компетенцию;
-отказать в принятии жалобы, не относящейся к его компетенции, аргументируя отказ. Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного является защита прав несовершеннолетних участников образовательного процесса.
3.4. Не подлежат рассмотрению жалобы на:
- вопросы, связанные с оплатой труда и поощрением членов трудового коллектива;
- на дисциплинарные взыскания;
- на выставление оценок;
- на организацию учебного процесса (распределение учебной нагрузки среди учителей и изменение ее в течение года, распределение кабинетов и классного руководства);
- на действие и решение муниципальных и государственных органов народного образования.
3.5. Обжалование действий и решений Уполномоченного не допускается.
3.6. Уполномоченный вправе принять меры к защите прав ребенка, прав обучающихся по собственной инициативе при наличии у него информации о фактах нарушения прав.
3.7. Уполномоченный имеет право:
- посещать уроки, родительские собрания, педагогические советы, административные совещания, заседания органов самоуправления учреждения;
- получать объяснения по рассматриваемым вопросам от всех участников образовательного процесса;
- проводить самостоятельно или совместно с органами самоуправления администрацией учреждения проверку поступивших жалоб на нарушения прав ребенка, прав обучающихся в образовательном учреждении;
- при необходимости обращаться к администрации МБОУ СОШ № 22 с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования по фактам нарушений прав ребенка, участвовать в проведении дисциплинарного расследования;
- привлекать на общественных началах для организации своей деятельности помощников из числа участников образовательного процесса;
- размещать информацию на отведенных для этого местах на территории МБОУ СОШ № 22 и в средствах информации учреждения;
- получать время для выступлений на совещаниях педагогического коллектива, классных часах и родительских собраниях;
- направлять в администрацию МБОУ СОШ № 22 письменные запросы, предложения и получать на них официальные ответы;
- знакомится с нормативными документами МБОУ СОШ № 22 и их проектами и вносить к ним свои предложения;
- проводить опросы и исследования, осуществлять мониторинг соблюдения прав ребенка, прав обучающихся;
-вести прием обучающихся, их родителей (законных представителей), осуществлять сбор предложений, проводить собрания по вопросам защиты прав ребенка;
- при рассмотрении администрацией, Советом профилактики и другими органами управления учреждения вопросов о дисциплинарном воздействии по отношению к обучающимся давать заключение о целесообразности его применения;
- опротестовывать решения администрации и других органов управления образовательного учреждения, действия работников учреждения, нарушающие права ребенка, права обучающихся;
- вносить предложения в план воспитательной работы учреждения и проводить мероприятия, направленные на правовое просвещение участников образовательного процесса;
- самостоятельно вести переписку по вопросам защиты прав ребенка, прав обучающихся с органами государственной власти, местного самоуправления, учреждениями и организациями;
- использовать оргтехнику, средства связи и иное имущество учреждения по согласованию с администрацией;
- осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
3.8. В случае установления фактов нарушения прав ребенка, прав обучающихся Уполномоченный предпринимает следующие меры:
-самостоятельно содействует восстановлению нарушенных прав обучающегося, в том числе посредством организации переговоров и согласительных процедур;
-привлекать для восстановления нарушенных прав ребенка администрацию образовательного учреждения, иные органы и организации, уполномоченные осуществлять защиту прав ребенка.
3.9. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие известными ему сведения, составляющие тайну частной жизни.
3.10. По результатам обобщения информации о нарушениях прав ребенка, прав обучающихся в образовательном учреждении, Уполномоченный вправе представлять администрации и органам самоуправления учреждения предложения о необходимости тех или иных мер, направленных на усиление защищенности прав ребенка.
3.11. По окончании учебного года Уполномоченный представляет органам самоуправления образовательного учреждения, Уполномоченному по правам ребенка в г.Димитровграда, общественности открытый доклад о соблюдении прав ребенка, прав обучающихся в образовательном учреждении и мерах, принятых Уполномоченным по их защите.
4. Обеспечение деятельности Уполномоченного.
4.1 Для эффективной работы Уполномоченного администрация МБОУ СОШ № 22 оказывает ему всемерное содействие, в том числе предоставляет возможность использования помещений, оргтехники, средств связи и иного имущества МБОУ СОШ № 22 г.Димитровграда.
4.2. Администрация учреждения не вправе вмешиваться в деятельность Уполномоченного.
4.3. Педагогическому работнику, выполняющему функции Уполномоченного, могут быть установлены надбавки к окладу в порядке, определенном нормативными актами учреждения.
5. Заключительные положения.
5.1. Изменения в настоящее Положение вносятся органом самоуправления образовательного учреждения, в котором представлены обучающиеся, педагоги, родители (общешкольное собрание, Совет школы, общешкольная конференция и др.)
"Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту"
Из Декларации прав ребенка 1989 г.
Уважаемые ребята и родители!
В нашей школе работает уполномоченный по защите прав ребенка. Если у вас возникла конфликтная ситуация, ваши права не соблюдаются, или вы узнали о факте нарушения прав детей, обращайтесь к школьному уполномоченному по правам ребенка. Вы можете обратиться лично или письменно, подписаться или сделать это анонимно.
Уполномоченный в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений.
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Выдержки из Декларации прав ребенка
Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Права несовершеннолетних детей
Семейный кодекс Российской Федерации
Глава 11. Права несовершеннолетних детей
Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье
1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.
Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками
1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.
В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.
Статья 56. Право ребенка на защиту
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.
Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и(или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.
Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка
1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.
3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.
4. Изменение имени и(или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
Статья 60. Имущественные права ребенка
1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.
2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.
3. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.
5. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.
Права и обязанности родителей
- Семейный кодекс Российской Федерации
Глава 12. Права и обязанности родителей
Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей
1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).
2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Статья 62. Права несовершеннолетних родителей
1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право … Продолжение »